Есть хорошая поговорка: «Человек управляет автомобилем так, как он живет». Управление водителем транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения является одной из распространенных причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) во всем мире. В России ДТП по вине «пьяных» водителей сократилось на 7% по сравнению с 2019 годом, однако повода радоваться нет. В цифрах это более 14000 ДТП. Больше всего «пьяных» ДТП происходит в летние месяцы, а в феврале и ноябре их количество, напротив, сокращается. Практически каждое десятое ДТП случается по вине пьяного водителя. Нетрезвое вождение по-прежнему остается одной из основных причин совершения автоаварий и одним из самых опасных нарушений на дороге.
Несомненно, в обеспечении общественной безопасности дорожного движения решающим фактором является правовая регламентация поведения участников дорожного движения, которая предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность.
В процессе дорожного движения водитель является самым активным субъектом деятельности и именно на нем в большей степени лежит правовая ответственность за безопасность. Сама деятельность вождения в современных условиях предъявляет высокие требования к психике и когнитивной деятельности человека, к его знаниям и опыту, именно от водителя в большей мере зависит безопасность жизни и здоровья других участников движения (водителей, пассажиров, пешеходов). На сегодняшний день основной причиной ДТП является не технический, а человеческий фактор, в первую очередь нарушение правил дорожного движения, в том числе вождение транспортного средства в состоянии опьянения.
Алкоголь – один из самых коварных врагов всех участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров), так как делает их беззащитным перед лицом возможной опасности. Основная проблема -психофизиологическая, и заключается в том, что человек в состоянии алкогольного опьянения не только не замечает опасности, но и склонен завышать свои способности к управлению транспортным средством, чувствовать себя умнее, рискованнее, удачливее. Это же и относится к водителям, находящимся в больном или утомленном состоянии.
При управлении автомобилем в условиях как интенсивного городского движения, так и на тихих сельских улицах, водитель нередко работает на пределе своих возможностей, он сосредоточен, внимателен, поэтому даже незначительное нарушение психофизиологических функций после приема небольших доз алкоголя становится причиной ошибок и ДТП.
Самое страшное заключается в том, что участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры), не нарушающие требования ПДД, становятся «жертвами» нетрезвых водителей. Чтобы не стать «жертвой» такого водителя необходимо знать особенности поведения водителей в состоянии алкогольного (или иного опьянения) и стараться заранее обнаружить их в транспортных потоках. Такие водители обычно запаздывают при старте у светофора, резко тормозят, движутся на запрещающий сигнал светофора, им присуща резкая и извилистая траектория движения. В целом перечисленные признаки создают отчетливую картину, что автомобилем управляет «опасный» водитель, который может быть в состоянии опьянения (но может быть просто новичок или человек, не знакомый с местными условиями). Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ, в больном или утомленном состоянии, является самым опасным нарушением Правил дорожного движения (ПДД), так как приводит к ДТП с тяжелыми последствиями.
Исследования, проведенные специалистами в области безопасности дорожного движения, показывают, что при концентрации содержания алкоголя в крови, даже если это один промилле (один промилле – это один грамм чистого алкоголя в одном литре крови), что приблизительно соответствует употреблению водителем 150 граммов водки, вероятность совершения ДТП в 10 раз больше, чем в случаях полного отсутствия алкоголя. При этом вероятность погибнуть в ДТП увеличивается более чем в 2,5 раза, а получить травму – более чем в 2 раза. При уровне алкоголя в крови, равном 1,5 промилле, вероятность совершить ДТП увеличивается в 55 раз, а погибнуть – в 16 раз.
Госавтоинспекция напоминает, что Правила дорожного запрещают управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или т.д.). За данное правонарушение предусмотрена административная и уголовная ответственность. При наличии у водителя признаков опьянения он отстраняется от управления автомобилем и направляется на медицинское освидетельствование. Водитель будет привлечен к ответственности, если будет доказано употребление алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Если действия водителя имеют признаки преступления, он автоматически будет признан лицом, находящимся в состоянии опьянения, если откажется от прохождения медицинского освидетельствования. Протокол и иные документы направляются сотрудником ГИБДД судье для рассмотрения административного дела. Степень ответственности не зависит от степени опьянения водителя, а определяется судом с учетом смягчающих или отягчающих вину обстоятельства. Если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушение будут выяснены признаки состава уголовного преступления, то рассмотрение административного дела прекращается, а материалы дела передаются прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания.
Административная ответственность. За управление транспортным средством в состоянии опьянения водитель может быть привлечен к административной ответственности, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 1.5 до 2 лет, а также взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). Аналогичная ответственность предусмотрена и за передачу управления автомобилем лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ), а так же за отказ от освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). Лица, не имеющие водительского удостоверения, либо лишенные права управления транспортным средством и управляющие автомобилем в состоянии опьянения (равно как и отказавшиеся от медицинского освидетельствования) могут быть подвергнуты административному аресту на срок от 10 до 15 суток, либо оштрафованы на 30 тыс.руб. (если наложение административного ареста ограничено законодательством). Примечание: к лицам, в отношение которых административный арест заменяется штрафом по ч. 2 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды 1 и 2 групп, лица, не достигшие возраста 18 лет, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Уголовная ответственность. Водители, ранее подвергавшиеся административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо имеющие судимость за совершения преступления предусмотренного по ч.2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ, ст. 264.1 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности, предусматривающей наложение штрафа в размере от 200 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Кроме того, осужденному будет запрещено занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Ирина Быстрянцева, инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД МО МВД России «Краснощёковский».