В последние годы особый интерес общества вызывает такое понятие, как кадастровая оценка. Это вызвано тем, что многие сферы жизни общества, в том числе расчёты налогов, страхования, инвестирование привязаны к фактической кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Установленная в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимости определялась ранее по заказу субъектов Российской Федерации отобранными на конкурсной основе независимыми оценщиками в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В целях совершенствования института государственной кадастровой оценки, в том числе для обеспечения достоверности кадастровой стоимости объектов недвижимости Правительством Российской Федерации были предложены новые механизмы, нашедшие свое отражение в Федеральном законе от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке).
С 1 января 2017 года Законом о кадастровой оценке установлен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки с использованием единой для всех субъектов Российской Федерации методологии определения кадастровой стоимости.
Одним из основных нововведений закона является то, что государственная кадастровая оценка проводится государственным бюджетным учреждением наделенным полномочиями по определению кадастровой стоимости, созданным субъектом Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.
Вместе с тем введена возможность проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, которая проводится в случае снижения индекса рынка недвижимости в субъекте Российской Федерации на 30% и более со дня проведения последней государственной кадастровой оценки.
Результатом проведения государственной кадастровой оценки является определенная кадастровая стоимость.
Государственная кадастровая оценка проводится в два этапа.
До 1 января года определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка к проведению государственной кадастровой оценки, в рамках которой бюджетное учреждение собирает и обрабатывает информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, в том числе информацию об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена.
В этот период правообладатели объектов недвижимости вправе представить учреждению декларацию о характеристиках объекта недвижимости, информация из которой будет учтена учреждением при определении кадастровой стоимости.
При подготовке к проведению государственной кадастровой оценки бюджетное учреждение направляет запросы о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
После принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки орган регистрации прав по запросу уполномоченного органа предоставляет перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированный по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости.
Бюджетное учреждение в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке осуществляет обработку перечня. При этом вид использования объекта недвижимости определяется на основе письменного подтверждения органов местного самоуправления.
Результаты обработки перечня размещаются на официальном сайте уполномоченного органа.
Общий порядок проведения государственной кадастровой оценки следующий.
В установленные Законом сроки бюджетное учреждение определяет кадастровую стоимость объектов недвижимости. По итогам определения кадастровой стоимости бюджетное учреждение составляет и размещает на своем сайте проект отчета, а также направляет его в орган регистрации прав для проверки на соответствие установленным требованиям и для размещения в Фонде данных государственной кадастровой оценки (на сайте Росреестра).
Любое заинтересованное лицо может представить свои замечания к промежуточным отчетным документам в течение 50 дней со дня размещения промежуточного отчета в Фонде данных государственной кадастровой оценки. Замечания могут быть представлены в бюджетное учреждение или МФЦ лично, направлены почтой либо через Интернет.
Замечания к промежуточным отчетным документам должны соответствовать требованиям установленным Законом о кадастровой оценке. К замечанию могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости.
По итогам рассмотрения замечаний кадастровая стоимость может быть пересчитана. Пересчет может быть сделан, даже если собственник не подавал свои замечания, но они подавались иными лицами в отношении иных объектов недвижимости, если бюджетное учреждение сочтет такой пересчет необходимым.
При этом бюджетное учреждение на своем сайте каждые пять дней обязано размещать обновленные промежуточные данные, а также информацию о поступивших замечаниях, которые не учтены и отказ в их учете.
По истечении срока представления замечаний на проект отчета бюджетное учреждение составляет отчет.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации утверждает отчет путем принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Законом предусмотрены возможности для досудебного оспаривания кадастровой стоимости.
Любое заинтересованное лицо может
обратиться в бюджетное учреждение
за разъяснениями о том, как проведена оценка и об исправлении ошибок,
допущенных при определении кадастровой стоимости.
Необходимо отметить, что бюджетное учреждение уполномочено давать разъяснения только в отношении кадастровой стоимости объектов недвижимости, оценку которых осуществляло.
Если в ходе рассмотрения такого обращения будут обнаружены ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, учреждение будет обязано их устранить за свой счет.
Следует отметить, что допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, в случае если затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в комиссии или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Комиссия создается на территории субъекта Российской Федерации уполномоченным органом.
Уточнен состав комиссии, теперь в состав комиссии кроме одного представителя органа регистрации прав входят по одному представителю от уполномоченного органа, уполномоченного по защите прав предпринимателей и уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, совета муниципальных образований, предпринимательского сообщества и саморегулируемых организаций оценщиков.
Постановлением Правительства Алтайского края от 22.06.2017 № 226 принято решение о создании КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» и определен орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной кадастровой оценки на территории Алтайского края – управление имущественных отношений Алтайского края.
Распоряжением управления имущественных
отношений Алтайского края
от 26.11.2018 № 1412 принято решение о проведении на территории
Алтайского края в 2019 году государственной кадастровой оценки в отношении:
земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения; земельных
участков категории земель промышленности и земель иного специального
назначения; объектов капитального
строительства (зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов
незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, предприятий как имущественных
комплексов и иных объектов недвижимости).
В настоящее время в целях определения кадастровой стоимости КГБУ «АЦНГКО» осуществляет обработку перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Результаты обработки перечня будут размещены на официальном сайте управления имущественных отношений в разделе «Кадастровая оценка».
Информирование о проведении государственной кадастровой оценки, в части сроков и о порядке подачи деклараций о характеристиках объектов недвижимости, замечаний к промежуточным отчетным документам, а также об утверждении результатов определения кадастровой стоимости будет осуществлено в порядке, предусмотренном Законом о кадастровой оценке, на сайтах органов местного самоуправления, управления имущественных отношений Алтайского края http://www.altairegion-im.ru и КГБУ «АЦНГКО» http://www.altkadastr.ru, в средствах массовой информации, на информационных щитах управления и органов местного самоуправления.
Особое внимание следует обратить на то, что с 1 января 2020 года на территории Алтайского края налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
С целью снижения налоговой нагрузки действует специальный переходный порядок исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости. Так, за первые три налоговых периода с начала применения порядка определение налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, производится с учетом понижающих коэффициентов 0,2, 0,4 и 0,6 соответственно.
Кроме того, предусмотрены налоговые вычеты, применяемые ко всем объектам жилого назначения вне зависимости от количества собственников этого имущества.
Полная кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости уменьшается на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости:
– по жилому дому – 50 кв. м;
– по квартире, части жилого дома – 20 кв. м;
– по комнате, части квартиры – 10 кв. м.
Местные органы власти вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.
Если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, для расчета налога такая база принимается равной нулю и налог платить не нужно.
Введение на территории Алтайского края налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости приведет к снижению налоговой нагрузки на население.