Важнейшая проблема, с которой сталкивались многие граждане – это дистанционное мошенничество, в том числе интернет-мошенничества и получение мошенниками удаленного доступа к банковской карте.
Распространенные виды интернет-мошенничества:
1. Знаком ли Вам заемщик? Новая схема интернет-мошенничества. Вам звонит неизвестный человек и представляется сотрудником Центрального Банка или полиции (Следственного комитета и т.п.) и сообщает о том, что они задержали человека, который от имени Вас по доверенности пытался оформить кредитный займ. После этого расспрашивают Вас о счетах, о том, как для них важно, чтобы Вы оказали им содействие в задержании преступника и предъявлении ему обвинения. Как правило звонки осуществляются при помощи подменных номеров и начинаются на +7495…. НИКОГДА сотрудник Банка не будет звонить Вам первым и уточнять информацию о кредите. Сотрудник правоохранительного органа также не будет звонить Вам из другого региона. Как правило, действия об уточнении у Вас какой-либо информации перепоручают местным органам полиции.
При поступлении на Ваш телефон подобного звонка просто прекращайте дальнейший разговор и ни в коем случае не передавайте личную информацию о себе и своих близких!
2. «Фишинг». Мошенники совершают определенные действия, направленные на получение доступа к денежным средствам на банковской карте потенциальной жертвы, при помощи почтовых рассылок от лица банка, содержащих в себе ссылки на страницы, являющиеся точными копиями официальных сайтов, на которых предлагается ввести данные карты для возможности дальнейшего ее использования.
3. Фальшивые интернет-магазины. Мошенники берут с покупателя предоплату за товар и не выполняют своих обязательств.
Как отличить поддельные сайты от настоящих?
-Внимательно изучите адресную строку. Дизайн может полностью копировать оригинальный сайт, но в адресной строке точно будет что-то не так, хотя бы один символ.
– Сайт новый и о нем нет никакой информации в интернете.
– Тексты на сайте могут содержать ошибки и неработающие ссылки.
– Дизайн страницы ввода одноразового пароля может отличаться от привычного дизайна вашего банка, а еще название магазина будет написано русскими, а не латинскими буквами как обычно в легальных платежных системах.
– Вместо названия магазина на аутентификационной странице символы: «P2P», «PEREVODNAKARTU» или « CARD2CARD», то есть информация о переводе средств с карты на карту.
– Сумма на аутентификационной странице банка может быть изменена.
– После введения корректных данных сайта для одноразового пароля жертве сообщают, что пароль неверный и просят ввести новый пароль, на самом деле чтобы провести новую операцию.
3. Мошенничество в социальных сетях. Мошенники взламывают персональную страницу пользователя в социальных сетях или мессенджере и всем подряд отправляют сообщения с просьбой помочь и срочно перевести денег. Если вам пришло сообщение с просьбой о помощи от одного из знакомых или родственников, необходимо немедленно связаться с ним по телефону, уточнить отправлял ли он это сообщение и не предпринимать ничего, пока он не подтвердит это лично. Ни в коем случае нельзя сообщать реквизиты своей карты.
4. Мошенники выдают себя за сотрудников банка. Под предлогом «сбоя в базе данных», «начисления бонусов» или «подключения к социальной программе» злоумышленники просят сообщить им реквизиты карты, код безопасности и одноразовый пароль. Получив необходимые сведения, мошенники списывают деньги со счета. Если Вам позвонили из банка и интересуются Вашей платежной картой, разумнее всего прекратить разговор и перезвонить в банк по официальному номеру контактного центра банка.
Как безопасно пользоваться интернет-банком:
– используйте сложный пароль блокировки экрана и качественную антивирусную программу;
– не входите в банковские приложения, используя отпечаток пальца или функцию распознавания лица;
– не храните в телефоне реквизиты карты;
– избегайте входа в систему мобильного банкинга с чужих устройств;
– при утрате телефона немедленно обратитесь в банк для блокировки карты и в офис мобильного оператора для блокировки SIM – карты;
– не переходите по ссылкам из SMS-сообщений, даже если в сообщении утверждается, что оно из банка;
– отключите функцию отображения текста входящих SMS-уведомлений на экране заблокированного телефона.
Как безопасно совершать платежи в интернете:
– используйте на устройстве антивирус с активной защитой онлайн-платежей;
– совершайте оплату только посредством использования защищенных соединений, которые имеют значок в виде замочка в начале адресной строки браузера и префиксу https:// перед адресом сайта.
– всегда завершайте сеанс в интернет-банке перед тем, как закроете вкладку браузера.
– не проводите финансовые операции с общественного WI-FI.
– не сохраняйте свои данные о карте в браузере.
Если все-таки, Вы стали жертвой мошенников, то Вам необходимо обратиться в полицию с заявлением, сохранить ссылки на сайты, с которых были совершены мошеннические действия, переписку с мошенниками и другие данные, которые могут быть полезны для идентификации мошенников.
О. Бубнова, врио начальника группы дознания
МО МВД России «Краснощековский».