Позади остается школьная пора со всеми домашними заданиями, уроками, ранним подъемом и переживаниями. Родители также в предвкушении трехмесячной передышки от контроля за своими детьми. Однако, как показывает практика, именно в летний период от родителей требуется усиление контроля за времяпровождением своих сынов и дочерей. Теплая погода позволяет подольше задержаться на улице, погулять в парке, позаниматься спортом на стадионе и в том числе, покататься на мотоциклах. Последний досуг подростков в редких случаях можно назвать безопасным и законным. Единицы несовершеннолетних имеют водительское удостоверение соответствующей категории, а мотоциклов в нашей среде скоро будет у каждого второго подростка. К сожалению, дорожно-транспортные происшествия, часто случающиеся с участием юных мотобайкеров, не учат родителей, по какой-то непонятной причине взрослые полагают, что их дитя неуязвимо, обладает безупречными навыками и виртуозно владеет «железным конем».
Чтобы лето и каникулы прошли позитивно, весело, радостно, остались в памяти как беззаботное время, прежде всего взрослым необходимо позаботиться о досуге своего ребенка. Интересоваться его жизнью, его интересами и его мечтами. И только от взрослых зависит, чтобы летнее времяпровождение детей было безопасно. Это касается любой сферы деятельности. Но наша миссия, как органа дорожного правопорядка, заключается в очередном напоминании основных, простых, но очень значимых правил дорожного движения.
Несовершеннолетние в силу своих психофизиологических особенностей не всегда могут адекватно оценить дорожную обстановку и предвидеть опасность. Первое правило – научите своего ребенка правильно переходить улицу, объясните, что наличие пешеходного перехода – не есть безопасный переход, в любом случае необходимо посмотреть по сторонам, пропустить движущийся автотранспорт и спокойно перейти дорогу, не создавая помех в движении. Иногда дорожные полицейские видят такую картину: ребенок, выходя на пешеходный переход, видя стоящий и ожидающий его перехода автотранспорт, начинает кривляться, замедлять шаг, показывать различные жесты водителям. Запомните, такое кривляние при переходе дороги грозит ребенку привлечением к административной ответственности его самого и его родителей за создание помех в движении и наказывается штрафом в административном порядке. Также будет не лишним повторить, что выбегать из-за стоящего автомобиля, здания, дерева на проезжую часть также чревато наступлением неблагоприятных последствий. Учите ребенка распознавать опасность, предвидеть ее и исключать своими грамотными действиями. Обеспечьте своих детей световозвращающими элементами – значками, брелоками, браслетами. Такая мера позволит водителям намного раньше увидеть вашего ребенка на дороге. Если все же ребенку негде идти кроме как по обочине, зазубрите с ним, что идти необходимо по левой обочине, навстречу движущемуся автотранспорту.
Юные велосипедисты. С приходом лета на наших дорогах их множество. Зачастую они ездят по самой дороге, однако, если спросишь, разве так можно, отвечают, что нет. Т.е. знают, что до 14 лет выезжать на дорогу на велосипеде запрещено, что место для катания – только пешеходные зоны, парки, скверы, стадион и тротуары. Однако все равно предпочитают ехать по дороге, наводя ужас на водителей транспортных средств. Необходимо еще раз акцентировать внимание ребенка, что такая езда запрещена законом, переезжать дорогу также запрещается, нужно спешиваться и переводить велосипед, идя рядом.
Всё популярнее становится такой вид транспорта как СИМ. Средство индивидуальной мобильности. В нашем регионе очень популярны электросамокаты. Напоминаем, что это транспортное средство, имеющее два колеса и предназначено только для индивидуального перемещения человека. Дети до 7 лет могут передвигаться на СИМ только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых. Дети от 7 до 14 лет должны передвигаться по тем же правилам, но уже без обязательного присутствия взрослых. А вот только с 14 лет разрешается двигаться не только по велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон, но и в случае их отсутствия по обочине или по правому краю проезжей части дороги, если разрешенная скорость на дороге не превышает 60 км/час. Скорость движения на СИМ не должна превышать 25 км/час. СИМ должно быть оборудовано звуковым сигналом, тормозной системой, световозвращателями и фарами. Помните, что пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении. Через дорогу переезжать на нем нельзя, опять же нужно спешиться и перевести СИМ.
И, конечно, тема мототранспорта. Тема самая «горячая» в летний период. Кажется, что от информации на указанную тему, невозможно скрыться. На эту тему и памятки в родительских, детских чатах, и публикации в СМИ, телеграмканалах, официальных сайтах муниципальных органов, участие в родительских собраниях, проведение профилактических бесед, организация рейдов. Но… езда несовершеннолетних на мопедах и мотоциклах продолжается. При общении с ребятами, которые имеют мототранспорт, выясняется, что они уверены в том, что никогда не попадут в дорожно-транспортное происшествие, что они имеют устойчивые знания и умения, превосходные навыки вождения. А к случаям, которые происходят с другими детьми, относятся равнодушно. Уважаемые родители, в очередной раз рекомендуем пересмотреть свое отношение к этой теме. Вы прекрасно понимаете, ни один человек, тем более ребенок, не застрахован от случая попасть в аварию. Не помогают разговоры с ребенком, позаботьтесь о том, чтобы у несовершеннолетнего не было доступа к мототранспорту. Но лучше, конечно, чтобы сами ребята понимали всю меру ответственности, когда они садятся за руль мотоцикла.
Как говорится в песне, лето – это маленькая жизнь. Так пусть маленькие жизни наших маленьких граждан будут безопасными и счастливыми. Желаем всем участникам дорожного движения хорошего настроения, радостных событий, новых впечатлений и безопасного отдыха.
Ирина Быстрянцева, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения.