В летний период безопасность детей-велосипедистов на особом контроле Госавтоинспекции. Это обусловлено тем, что в летний период двухколесный транспорт становится особенно популярным среди школьников, что, соответственно, влечет необходимость дополнительно разъяснить им основные правила поведения вблизи проезжей части и во дворовых территориях, проконтролировать использование средств пассивной безопасности — шлемов, наколенников и налокотников, — а также световозвращающих элементов, регулярно проверять исправность тормозной системы и основных деталей велосипеда.
В тоже время Госавтоинспекция обращает внимание взрослых на то, что личный положительный пример по соблюдению ПДД является хоть и очень эффективным, но далеко не единственным методом убеждения. На примерах других участников дорожного движения следует разбирать с ним как сделать правильно, а какой поступок приведет к печальным последствиям. Необходимо объяснить детям, что выезжать на велосипеде на проезжую часть можно только по достижении 14 лет. Еще одним важным правилом безопасности для юных велосипедистов является правильное пересечение проезжей части, — переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, и ведя велосипед рядом с собой.
В летний период также возрастает число ДТП с участием мототехники. Основными причинами ДТП являются слабая водительская дисциплина, управление мототехникой в нетрезвом виде, с превышением скоростного режима, без мотошлема, так же лицами не имеющим права на управление мототехникой. К тому же мопед, скутер, квадроцикл – это самые незащищенные виды транспортных средств, и даже незначительные столкновения, а иногда и просто падение, могут повлечь за собой серьезные последствия.
Да, конечно, мопед, скутер, квадроцикл – для многих ребят является предметом мечтания и, прежде чем воплотить мечту в реальность, родителям следует задуматься, где же его ребенок будет управлять своим транспортным средством? Дети, оказавшись в потоке транспорта на проезжей части, где даже подготовленный человек в первые минуты движения может с трудом ориентироваться, а ребенок зачастую, даже не знает, как ему правильно нужно двигаться по проезжей части, может растеряться, запаниковать и поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения, знающие Правила. Именно такие обстоятельства чаще всего способствуют совершению дорожно-транспортного происшествия. К сожалению, родители, купив ребенку скутер, мопед, мотоцикл, квадроцикл не принимают во внимание, что выезд на дорогу запрещен лицам, не достигшим 16-тилетнего возраста. Владельцы двухколесного транспортного средства не спешат учить правила дорожного движения.
Родителям и законным представителям несовершеннолетних необходимо помнить, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещают полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем.
Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
И. Мещерякова, инспектор по пропаганде БДД ГИБДД МО МВД России «Краснощековский».